Памятник представляет собой плиту из черного полированного гранита на основание из красного гранита. Размеры памятника 0,8х0,5х1,5 метра. Надпись на памятнике гласит: «На сем месте пал жертвою долга / 24 сентября 1910 года, / совершая попет на аэроплане Фарман, Корпуса / корабельных инженеров Флота капитан /Лев Макарович / Мациевич. / Памятник сей сооружен Высочайше / утвержденным Особым Комитетом / по усилению военнаго Флота / на добровольныя пожертвования, / членом котораго состоял погибший». Л.М. Мациевич – первого российского авиатора разбившегося в ходе полета на всероссийском празднике воздухоплавания 24 сентября 1910 г. Авиационные шоу, только появлявшиеся в это время в России, вызывали неподдельный интерес у зрителей. Среди авиаторов были штатские и военные, к числу которых и принадлежал капитан Л.М. Мациевич. Инженер по специальности, он с 1902 г. служил в Севастопольском порту. Затем поступил на службу по морскому ведомству в Корпус корабельных инженеров. Он принимал участие в постройке крейсера «Очаков» и броненосца «Иоанн Златоуст», подводных лодок «Камбала», «Карась» и «Карп». После гибели капитана Л.М. Мациевича было принято решение об увековечивании его памяти. Средства были собраны по подписке, а уже весной 1911 г. памятник был открыт на Комендантском аэродроме. На памятнике отмечено: «На сем месте пал жертвою долга 24 сентября 1910 года, совершая полет на аэроплане Фармана, корпуса корабельных инженеров флота капитан Лев Макарович Мациевич. Памятник сей сооружен Высочайше утвержденным Особым Комитетом по усилению военного флота на добровольные пожертвования, членом которого состоял погибший». Таким образом, несмотря на то, что гибель Л.М. Мациевича никак не связана с военными действиями (более того, соревнования носили коммерческий характер и погибший авиатор летел на приз высоты, уже заработав в ходе праздника 1 570 рублей призовых), он сам ассоциировался с российской армией, а его выступление с исполнением «долга». Кроме того, сама гибель авиатора оказала влияние на развитие техники – спустя год офицер Г.Е. Котельников, бывший свидетелем трагедии, разработал парашют, который помог спастись многим российским летчикам, участвовавшим в Первой мировой войне. Установка памятника Л.М. Мациевичу была вопросом времени, причем небольшого. В данном случае можно говорить, о том, что это была инициатива не только государственная, но и общественная. Гибель летчика приковала к себе огромное внимание. Вот как его похороны описаны на страницах сборника, посвященного памяти Л.М. Мациевича: «В церковь с 9 часов утра начали прибывать депутации от самых разнообразных учреждений и групп. Моряки, кавалергарды, студенты, курсистки, рабочие, артисты, нижние чины и т.д. Парадные мундиры чинов разных ведомств и воинских частей мешались со скромными костюмами учащихся и штатской публики <...> Отдать последний долг усопшему прибыли: военный министр Сухомлинов, товар. мор. министра адм. Григорьев, помощ. Военного министра генерал Поливанов, адмиралы: Яковлев, де-Ливрон, Рейценштейн, Зацаренный; генералы: бар. Каульбарс, Кованько, контр-адмирал гр. Толстой. Члены Госуд. Думы: Гучков, Челноков, Лерхе, Некрасов, Степанов и мн. Др. А также вр. пребывающий в Петербурге военный министр Соедин. Штатов Дикенсон и представители французских авиаторов Полана и Райта».
Лит.: Сборник памяти Л.М. Мациевича (1 января 1877 г. – 24 сентября 1910 г.) (Биографический очерк, воспоминания, газетные статьи, телграммы и т.д. СПб.: Типография А.С. Суворина, 1912; Петраков В.В. 2010. Лев Мациевич: памятная книжка: биография, документы, публикации. М., 2010. С. 55-62; Сосницкий Д.А. Памятники воинской славы Санкт-Петербурга XVIII–начала XX вв. как инструмент исторической политики // Via in tempore. История. Политология. 50 (1): 130–139.