× Сайт в процессе подготовки

Александр III

Скульптор

  • П.П. Трубецкой

Локальные объекты

  • Александр III

Основные объекты

  • Россия 19 в.

Категория

Памятники государственным деятелям

Парадигма

Государственно-патриотическая

Год установки

  • 1909

Год переноса

  • 1937 (Демонтирован в 1937 г. и перенесен во двор Русского музея)
  • 1994 (В 1994 г. скульптура установлена перед входом в Мраморный дворец)

Описание

Памятник создан по заказу императора Николая II и представляет собой императора Александра III верхом на коне. Постамент выполнен из серого полированного гранита, скульптура из бронзы. Высота скульптуры составляет 5 метров, постамента – 84 сантиметра. Два десятилетия после падения самодержавия памятник продолжал находится на Знаменской площади (впоследствии – площади Восстания). Современники не были высокого мнения об этом монументе и называли его «чудищем», «пугалом» и т.д. Существует знаменитое описание памятника: «Стоит комод, на комоде – бегемот, На бегемоте – обормот». Тем не менее вдовствующая императрица Мария Федоровна по достоинству оценила творение П. Трубецкого и когда впервые взглянула на памятник, сказала: «Вылитый Саша». Многие выдающиеся деятели культуры недоуменно отзывались о памятнике. В частности, Б.М. Кустодиев в письме жене сообщал: «Видел вчера вечером памятник Александру III. Очень смешной и нелепый, лошадь совсем без хвоста, с раскрытым ртом, как будто страшно кричит, упирается и не хочет идти дальше, а он сам нелеп и неуклюж, особенно комичное впечатление сзади! Спина как женская грудь и лошадиный колоссальный зад без хвоста. Кругом масса народа, очень меткие и ироничные замечания делают…». В 1922 г. на постамент памятника была нанесена надпись авторства пролетарского поэта Д. Бедного: «Пугало. / Мой сын и мой отец при жизни казнены, / А я пожал удел посмертного бесславья. / Торчу здесь пугалом чугунным для страны, / Навеки сбросившей ярмо самодержавья. / Предпоследний самодержец всероссийский / Александр III».. Вокруг памятника в советские годы неоднократно выстраивались различные декоративные композиции.

Адрес

Знаменская площадь, затем - Миллионная ул., 5/1, у входа в Мраморный дворец

Источники

Лит.: Витте С. Ю. 1849—1894: Детство. Царствования Александра II и Александра III, глава Приложение // Воспоминания. М., 1960. Т. 1. С. 455-463; Шмидт И. М. Трубецкой: [Скульптор. 1866-1938]. М., 1964; Гусев В., Шапошникова Л. Памятник Александру III скульптор Паоло Трубецкой. СПб.: Palace Edition, 1996; Исаченко В.Г. Памятник Александру III // Исаченко В.Г. Памятники Санкт-Петербурга. СПб., 2004. С. 125-127; Седова Т. Памятник Александру III работы П. Трубецкого: метаморфозы восприятия // Произведение искусства как документ эпохи : время, язык, образ. материалы Международной научно-практической конференции. НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств. 2014. С. 6-9/

Арх.: ЦГАКФФД СПб. Фотодокумент Е 7999; ЦГАКФФД СПб. Фотодокумент Д 8636; ЦГАКФФД СПб. Фотодокумент Е 177018; ЦГИА СПб. Фонд 536. Опись 21. Дело 433. Об открытии памятника Александру III в Петербурге; ЦГИА СПб. Фонд 792. Опись 1. Дело 6070. О постановке памятника императору Александру III в С.-Петербурге; ЦГИА СПб. Фонд 792. Опись 1. Дело 6070. О постановке памятника императору Александру III в С.-Петербурге; ЦГАЛИ СПб. Фонд Р-280. Опись 6. Дело 242. Шапошникова Л.П. "Памятник Александру III П.Трубецкого».